Posted in Պատմություն

Պապ Արշակունին

Պապ Արշակունին (353 – 374), Արշակունյաց Հայաստանի արքա էր, որը գահակալել է 368 (370)-374 թվականներին, Արշակ Բ-ի և Փառանձեմի որդին։ Պապը անչափահաս ժամանակ ստանձնել է Արշակունիների գահը, քանի որ իր հայրը գերի էր Անհուշ բերդում։ Նա Մեծ Հայքում որպես արքա հաստատվեց Հռոմեական կայսրության օգնությամբ։

Սպարապետ Մուշեղ Մամիկոնյանի ղեկավարությամբ հայ-հռոմեական զորքը կարողացել է հաղթանակ տոնել պարսիկների նկատմամբ և Մեծ Հայքը ամբողջովին անկախ դարձնել։

Պապը կատարել է մի շարք բարեփոխումներ, որոնք կարևոր էին այդ արտաքին և ներքին ծանր պայմանների ժամանակաշրջանում։ Նա վերամիավորել է մի շարք նահանգներ, որոնք անջատվել էին Մեծ Հայքից ծանր ներքաղաքական շրջանում։

Նա փակել է կուսանոցները՝ այդպիսով փորձելով բարձրացնել ծնելիության մակարդակը։ Նա սահմանափակել է եկեղեցու դերը երկրի կառավարման մեջ, կրճատել եկեղեցական հողերը, որի պատճառով հակասություններ են առաջացել Պապի և Ներսես Մեծի միջև։

Նրա գահակալման ընթացքում կաթողիկոսները սկսեցին ձեռնադրվել ոչ թե Կեսարիայում, այլ հենց Հայաստանում։ Նրա օրոք հայոց զորքի թիվը հասել է 90 հազարի։

Posted in Երկրաչափություն

Երկրաչափություն

104.

AB=BE
CB=BD

∡ABC և ∡EBD իրար հակադիր են

ABC=EBD

Եթե ∡D=47 ∡C=47

Եթե ∡E=42 ∡A=42

106

AC-ն իրենց ընհանուրն է:

BC=AD
∡1=∡2

Ըստ եռանկյունիների հավասարության առաջին հայտանիշի ABC=CBA:

Քանի, որ ABC և CBA-ն իրար հավասար են ուրեմն
AB=17սմ
BC=14սմ

Posted in Ռուսերեն, Uncategorized

Русский язык

16-20 ноября

1. Ответьте на вопросы

Есть ли у ваших родителей братья и сёстры?
Есть у мамы.
Дружат ли они друг с другом?
Конечно да.
 Кого русские  называют дядей и тётей?
Мамины и папины брата и сестры.
У вас есть дяди и тёти? Как их зовут?
У меня есть 5 тети и 2 дяди их зовут` Марина, Вардуи, Рипсиме, Давид, Србуи, Андраник и Шушаник.
Дружите ли вы со своими двоюродными братьями и сёстрами?
 Да конечно, я их очень люблю и воспринимаю как родных.

2. Прочитайте текст и озаглавьте его

        Ох, уж эти старшие братья и сёстры! Они задирают нос, потому что им всё разрешают. Они, например, могут попозже лечь спать, могут пойти в кино без родителей. Счастливчики, в общем!  Ох, уж эти младшие, – думают  старшие. –  Пристают, мешают, жалуются маме. А мама, конечно, говорит: “Они маленькие. Уступи им”. Ох, уж эти маленькие! Ты кто – старший или младший?


Как ты относишься к брату или сестре? Я – младшая сестра. Когда мне  было 8 лет, это было ужасно. Потому что: – каждый день мой старший брат щёлкал меня пó носу .Это у него  была  такая привычка; – у него был велосипед. Спортивный. Он говорил мне: “Почисть колёса, покатаю. Долго”. Я чистила. Сашка один раз катал меня вокруг дома, потом сам уезжал кататься на улицу; – он очень любил сладкое. Конфеты, пирожные. Он ел свои , потом говорил мне: “Смотри, что это там в окне? Пожар!” Я бежала к окну, а он смеялся и съедал мою конфету.
Вот что я вспоминала, когда решила написать рассказ о старших и младших. Но потом я вдруг подумала: а что Сашка будет вспоминать обо мне? Что бы он мог рассказать? И вот что получилось: – я без конца на него жаловалась всем: маме, бабушке, соседям. И все меня жалели, а его ругали и говорили: “Не стыдно тебе, дураку большому?”; – я его дразнила разными обидными словами; – я его под столом толкала ногой, когда мы обедали. А сама спокойно ела суп. Он вскакивал, кричал: “Смотрите, что она делает!” “Она ест суп”, – говорила мама. В общем, я была не сахар!  Я решила вспоминать дальше. О хорошем, а не о плохом. О хорошем, что мне сделал брат. Он рисовал мне смешные картинки, когда я болела. Он водил меня в кино. Он подарил мне книжку, правда, надписал её “Поросёнку в день рождения”. И всё же …
Зачем я это вспомнила и написала? А вот зачем: я теперь точно знаю, что надо быть друг с другом подобрее.  Надо уступать друг другу. И это нужно начать прямо сейчас. Почему я хотела всё это вам сказать? Потому что сегодня я иду в гости к Саше, то есть к Александру Николаевичу! Мы с ним большие друзья. Брат и сестра должны быть друзьями. Жаль только, что я это поняла не в восемь лет, а намного позже.

Напишите о своих отношениях с братом или сестрой.

У меня есть старший брат которому зовут Арутюн. Мы друг с другом не всегда в хорошем отношениях как некоторые братья и сестра. Но самое главное что мы любим друг друга и всегда понимаем и поддерживаем. Мы часто дразним друг друга но не обижаемся потому-что мы любим друг друга очень сильно.

3. Напишите по образцу

Хорошо – лучше; плохо – худшие ;  много –больше ;  мало – меньше ; поздно – нечасто ; часто  – чаще;
громко –громче ; тихо  –  .

4.  Согласны  или нет ?


 Старшие и младшие дети не любят друг друга.
Не согласно.
 Старшие всегда обижают младших.
Не согласно.
Младшие никогда не обижают старших.
Смотря кто.
 Родители всегда сердятся на старших детей.
Не согласно.
Старшие и младшие дети всегда дружат.
Согласно.

5. Грамматический материал

В корнях -гар-(-гор-), -клан-(-клон-), -твар- (-твор-) в безударном положении пишется о: загоре́ть, загоре́лый, подгоре́ть, поклони́ться, склоне́ние, твори́тельный, раствори́мый.
В корнях -зар-(-зор-), -плав-(-плов-) в безударном положении пишется а: заря́, зарни́ца, плаву́чий. Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́.


6. . Выпишите слова в два столбика: с о в корне, с а в корне.  


 Загорелый, пловец, растворимый, наклониться, плавать, поклон, заря,  загар, подгореть, пловчиха, творчество, склонение, плавательный, творительный, кланяться, загореть, пловцы, сгореть, загореться, плавание, обгореть, наклон.

Гор-загорелый, подгореть, загореть, сгореть, загореться, обгореть.
Гар-загар.
Твор-растворимый, творчество, творительный.
Ло-пловец, наклоница, пловчиха, склонение, пловцы.
Ла-плавать, плавные.
Клон-поклон, наклон.
Клан-кланяться,.
Зар-заря.

7. Выпишите слова в два столбика: с ударной гласной в корне, с безударной гласной в корне.

Под ударением-заря, творительный, загар, плавать, плавательный, кланяться, плавание.

Без ударения-поклон, загорелый, пловец, наклониться, подгореть, склонение, поклонник, пловцы, сгореть, загореться, наклон, творчество.

Заря, творительный, поклон, загар, загорелый, пловец, наклониться, плавать, подгореть, склонение, поклонник, плавательный, кланяться, пловцы, сгореть, загореться, плавание, наклон, творчество.

8. Выпишите слова с корнем -раст-(-ращ-) рос-. Восстановите по этим опорным словам текст.
Папирус — это болотное растение. Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус вырастет, достигнув 3—5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке.
Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произрастает на озере Чад.

.

9.Выпишите в один столбик слова и словосочетания с -гар-, а в другую — с -гор-. Расставьте ударения.
Горючее вещество, угарный газ, обгорелый пень, горячий пирог, гаревая дорожка, догоревший костер, загорелый спортсмен, бронзовый загар, огарок свечи, пахнет гарью, горячее время, загорать на берегу, выгореть на солнце, горячка, не горячись, газовая горелка, угар, подгоревшее молоко, разгорающийся день, перегоревший провод.
Отметьте слова с корнем -гор-, употребленные в переносном значении.
10. Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова.
1) Солнечные лучи почти никогда не касаются холодной, серебристой влаги родника. (Тургенев.) 2) Легкий ветерок коснулся камышей, и они зашевелились и зашелестели. (Тургенев.) 3) Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов. (Тургенев.) 4) Я сидел в тенистом саду, прикоснувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Толстой.) 5) Мы шли сквозь заросли лозняка, и молодые поросли касались нашего лица. Кусты наклонялись, почти косаясь воды. (Л. Толстой.) 6) В Мещере наблюдается удивительное богатство и разнообразие растительного мира. (Паустовский.)
Posted in Հայոց լեզու

Հայոց լեզու

Դասարանում 

. Գրի՛ր տրված բառերի ուղիղ ձևերը և դրանք երկու խմբի բաժանի՛ր:

Մածունը, հրամանի, հրամաններ, ալիքով, ծովեր, ծովով, ծովում, երկրից, գնացինք, գնացեք, գտեք, գտավ, կարդում, կարդա, տեսա, տեսեք, մարդիկ, մարդկանց, այգու, այգով:

Մածուն, հրաման, ալիք, հրաման, ծով, ծով, ծով, երկիր, գնալ, գնալ, գտնել, գտնել, կարդալ, կարդալ, տեսնել, տեսնել, մարդ, մարդ, այգի, այգի։
Բայ, Գոյական

2. Բառերի ընդգծված մասնիկներից ո՞րն է վերջավորություն և ո՞րը վերջածանց. վերջավորություն ունեցող և ածանցավոր բառերը խմբավորի՛ր:

Փական, գառան, ձկան,  լեռնային, արքային, ուսում,  պայուսակում,  կարդում,  հասանք, մատանի, սարեցի, գրեցի, սարից,  գրքեր, հասներ, երկակի:

Վերջավորություն- գառան, ձկան, արքային, ուսում, պայուսակում, կարդում, հասանք, մատանի, գրքեր, հասներ, երկակի:
Վերջածանց-փական, լեռնային, սարից, սարեցի, գրեցի:

3. Փակագծերում տրված բառերից և բառակապակցություններից նախադասության մտքին համապատասխանող գոյականներ ստացի՛ր և գրի՛ր կետերի փոխարեն:

Բնության մեջ համատարած լռություն չկա:

Աղմուկը կարող է հիշողության կոչին պատճառ դառնալ:

Աշխատանքից հոգնած  մարդու վրա ազդում է քաղաքային 

եռ ու զեռի աղմուկը, բարձրաձայն խոսակծությունը:

Կա ենթադրություն, որ ջուրը ոչ միայն Երկրի, այլ նաև ուրիշ մոլորակների վրա է շատ:

Կենսաբանները վկայում են, որ մարդկանց մարմնի յոթանասուն տոկոսը ջրից է բաղկացած:

Բժշկության խորհրդանիշը եղել և մնում է օձը:

Տնային աշխատանք

Լրացնել կիսատ թողած աշխատանքները:

Ճանաչո՞ւմ ենք կրթահամալիրը:  Պատրաստել հարցեր կրթահամալիրի վերաբերյալ: 

Քանի՞ մասնաշենք ունի կրթահամալիրը:

Թվարկեք դրանք:

Քանի աշակերտ կա ամբողջ կրթահամալիրում:

Քանի ուսուցիչ կա ամբողջ կրթահամալիրում:

Կրթահամալիրի, որ մասնաշենքն էք ավելի շատ սիրում:

Քանի՞ երթուղային ունի կրթահամալիրը: